04.04.2009 21:04:49
Бывают редкие случаи, когда ребенок не хочет участвовать в занятиях, а иногда даже заходить в комнату, где они проходят.
Сегодня происходит настоящий детский бум. Не даром 2008 год назван годом Семьи. Детей рождается больше, мамы в среднем дольше сидят дома и занимаются воспитанием, эта тема активно обсуждается в СМИ. В связи с этим стали очень популярны центры, которые предлагают разнообразные развивающие занятия для малышей.
Эта практика чрезвычайно полезна и для родителей и для детей. Но не всегда занятия приходятся по душе малышу. Почему это происходит? Как реагировать маме? И что дальше делать? Может быть стоит обратиться к психологу в медицинский центр «Семейный Доктор»? Давайте разбираться сами.
Потребность в общении у детей в среднем формируется лишь к 4-м годам. Естественно, маленькие дети приходят на занятия не столько для того, чтобы общаться, сколько для того, чтобы привыкнуть к окружению детей. Сейчас, когда семьи малочисленны, детям важно понимать, что вокруг есть другие люди - взрослые и дети. Они очень разные, не всегда похожие на близких для ребенка людей. И это нормально. Очень важно приобрести позитивный опыт общения с незнакомыми взрослыми и детьми (особенно перед тем, как отдать ребенка в детский сад). В условиях развивающих занятий, где всегда доброжелательная атмосфера и присутствуют два профессиональных психолога, это происходит естественным образом.
Почему же малыш не хочет участвовать в занятиях?
Чаще всего дети, которые протестуют против занятий, отличаются повышенной чувствительностью, тревожностью, впечатлительностью. Они как будто боятся. Чего? Возможно, их пугает новизна и непривычность обстановки. Такие дети очень консервативны. Они чувствуют себя спокойно и комфортно только в знакомой обстановке, с близкими людьми, в условиях привычного режима. А занятия вносят в их жизнь массу нового и неизвестного: новые люди, игрушки из магазина Детский Мир, помещение, незнакомая деятельность вместе с другими детьми.
Нужно ли настаивать?
После бурных протестов ребенка каждая мама ломает голову над вопросом - а стоит ли приходить сюда еще. Несомненно, если ребенок сможет преодолеть свою тревогу, свой страх, а мама не испугается трудностей, это будет полезно и для ребенка, и для мамы.
Однако, прежде чем решать этот вопрос, нужно подумать - а хватит ли сил, ведь каждое занятие потребует много терпения, выдержки, бодрости духа, энтузиазма, в конце концов.
В особых случаях возможна программа постепенного включения ребенка в группу. Первым ее шагом является привыкание к помещению и к ведущему. Мама с малышом приходят в центр тогда, когда там нет других детей. У них есть возможность погулять, осмотреться, немного поиграть. Ведущий занятий сначала вообще не общается с ребенком, только встречает и провожает, но постепенно занимает более активную позицию - обращается к ребенку, предлагает игрушки. Этот этап может длиться в среднем от недели до месяца. Когда ребенок чувствует себя в стенах центра достаточно спокойно, можно переходить ко второму шагу - знакомство с детьми. Теперь мы приглашаем маму и малыша на самую приятную и спокойную часть занятия - чаепитие. Малыш пьет чай вместе с остальными детьми, наблюдает и постепенно привыкает. И, наконец, третьим шагом является само занятие. Конечно, поначалу ребенок может присутствовать не на всем занятии. В любой момент он с мамой может выйти в соседнее помещение, там отдохнуть и вернуться.
Практика показывает, что в итоге даже такие дети начинают получать удовольствие от занятий. Обычно они выбирают свою нишу, в которой чувствуют себя комфортно. И нет ничего страшного в том, что порой ребенок просто наблюдает со стороны. Даже в этот момент он не остается безучастным и проживает все, что происходит на занятии, получает необходимый опыт.
Но есть одна оговорка - любая программа и старания приводят к успеху, только если мама изначально настроена позитивно, и готова с терпением, спокойно и доброжелательно относиться к реакциям ребенка.
Мы убедились, что усилия того стоят. Навыки общения, умение вступать в контакт, играть, общаться, умение доверять людям - не врожденные, а приобретаются с опытом. А если не иметь опыта, то и необходимые навыки развиваться не будут.
Воспитание детей нелегкий и постоянный труд - не так ли? Но он придает смысл и яркость жизни, приносит радость и удовлетворение. Получайте от воспитания удовольствие!
Аксон
|