12.11.2009 9:52:04
Медаль в удобной компактной форме, будь то высокохудожественное произведение или просто оформленный сувенир, отражает в данном случае экономическое развитие и предпринимательское действие, и, прежде всего, в XIX и XX вв.
Медали увековечивают развитие предприятий, образы самих предпринимателей, а также выступают в качестве награды. Вместе с тем медаль как оформленный в виде памятника знак - это не только художественное свидетельство, но и исторический источник.
На выставке представлены более 180 медалей из коллекции Landesmuenzkabinetts Саксонии.
Первая тематическая экспозиционная зона дает разнообразную справку о выставочной деятельности в Германии. Национальные награды свидетельствуют о преднамеренной поддержке промышленности. Типичной общественной формой презентации разработок промышленной революции были многочисленные Всемирные промышленные и сельскохозяйственные выставки. Продукты и услуги, а также фирмы, участвующие в выставках, отмечались медалями, которые были важным средством рекламы. Сегодня здесь представлены, например, несколько медалей из коллекции фирмы Zimmermann & Co, переданные вдовой учредителя фирмы в коллекцию музея. Кроме того, экспонируется целый ряд наградных медалей всемирных выставок, от Mansfeld AG и других немецких фирм, полученных за период с 1851 года.
Центральную часть выставки образуют 3 культурно-исторические темы. Мы видим, что образы, как сами по себе, так и отношение к ним и приемы их художественного отображения непрерывно видоизменяются. Если рабочий в XIX веке - это еще просто профессионал, занятый своим повседневным трудом, то в начале ХХ в. упор делается на привлечение внимания к его тяжелой работе (например, Константином Менье в его медалях, посвященных шахтерам).
В двадцатые годы облик рабочего все больше политизируется. А уже в 40-е и 50-е годы рабочий - это героизированный гордый спасатель и мускулистый защитник, который мужественно несет на своих плечах весь груз времени.
Картина индустрии также трансформируется. От простых бытовок в живописных немецких лесах до обширных, богатых дымовыми трубами, промышленных ландшафтов в Лейне и Буне. Самое раннее изображение промышленной архитектуры Центральной Германии принадлежит известному медальеру Карлу Пфойфферу на медали 1846года в память посещения прусским королем Gottesbelohnungshuette при Hettstedt.
Первая половина ХХ столетия представлена крупномасштабными структурами городской индустрии развлечений. Темпы ее развития в связи с восстановлением после второй мировой войны напоминают строительство Вавилонской башни. Возрастающее же экологическое осознание в 80-е годы неизбежно влечет за собой в искусство медалей критическое отношение к индустриализации.
С появлением новых отраслей промышленности и компаний возникает потребность в отображении их в металле. Это демонстрируют медали в честь юбилеев фирм и отдельных персоналий, а также за заслуги за верную работу.
На выставке представлены такие известные имена как Siemens, Krupp, Weise& Monski, Bayer-AG. На медалях увековечены их торговые знаки (говоря современным языком – логотипы) и всемирно известная продукция.
Медали этой выставки отражают в реалистичных, стилизованных и абстрактных картинах или в разнообразных аллегориях субъективное мироощущение художников-медальеров. Вместе с тем они - представительные и знаменательные памятники немецкой истории промышленности.
Выставка проходит в рамках Культурного тематического года "Рабочие миры" в зале 2009 der Stiftung Moritzburg до 22 ноября.
Журнал «Нумизматика»
|