13.04.2009 0:44:25
Услышала утром по ТВ, что в Центральном доме художника открылся очередной 24-й антикварный салон и решила, что это удовольствие я пропустить не могу. Антикварные салоны отличаются от прочих выставок совершенно особенной атмосферой: прошлое заглядывает в нашу современную жизнь неторопливо, спокойно, ненавязчиво, с чувством собственной значимости, будто говоря: «Ну, как вы тут… потомки?»
Много антикварной мебели, бронзы, картин, фарфора, гобеленов и с каждым разом все больше ювелирных изделий. Каждый стенд показывает свое лицо « в интерьере», созданном из экспонатов. Приятно почувствовать себя то в 18 веке, то в «серебряном» с его характерным арт-нуво.
Немножко расскажу об экспонатах. Среди множества картин взгляд сам остановился на «Натюрморте с виноградом» Гренланда 1843 г. Кисть спелого, прогретого солнцем винограда, и разломанный спелый гранат на столе так аппетитно подставляют солнышку бока, что даже бабочка не удержалась и уселась в самом уголке кисти, видимо, боясь конкурировать с назойливой мухой, разнюхавшей все первой и усевшейся прямо на переднем плане на ягоду винограда.
Чудесный вид улицы ночного Парижа Коровина напомнил, как удивительно красив бывает этот город, то он ярок, как карусель на Монмартре, то сдержан и элегантен, как сад Тюильри. На картине он как раз необычайно ярок и многоцветен, красив жгучей красотой ночной прелестницы.
Еще запал в душу голландский «Зимний пейзаж» 1855 г , а вот художника подзабыла - что-то вроде Дедентца. Тут на берегу замерзшего канала высятся стены старого города, больше похожего на крепость, а на прозрачном льду канала течет своя жизнь, люди идут и едут на коньках, и есть в этом противопоставлении какое-то единство: город веками взирал на текущую мимо него жизнь канала, летом судоходного, зимой - пешеходного.
В одном салоне обнаружила чудного Айвазовского. Правда, ни даты, ни названия нигде не нашла. Тихая ночь на море, в лунном свете виден контур корабля, бросившего якорь в бухте, и луна… Здесь же Маковский, на картине которого девушка в убогой избушке у окна чинит рыбацкую сеть. Вся картина в коричневатых тонах, немного тускло для Маковского, но этой вещи я никогда не видела. И рядом шишкинский лес, среди которого высятся могучие сосны, залитые жарким летним солнцем. Этот салон кроме фамилий художников никакой иной информации не предоставил посетителям, в отличие он многих других, не только удостоверяющих подлинность документами, но и выставивших полную информацию об экспонатах.
Среди целой серии работ Фаворской очень понравился натюрморт с веточкой цветущего орешника на темном фоне. Будто весна светится в ночи, и бодрящий прохладный ветерок весенней ночи шевелит распустившиеся сережки.
В салоне, где была представлена только бронза, я застыла от беглого взгляда «Девушки в шляпе» Нелсона (конец 19 в.) Тут порывистость юности с чувством легкого превосходства от осознания собственной красоты и легкость бытия необыкновенная, когда вся жизнь впереди еще так прекрасна. Так и кажется, что вот она мельком взглянула на меня и вновь упорхнула взглядом в сторону.
Среди бронзовых вещиц углядела удивительной красоты и натуральности вещицу непонятного назначения. Небольшой журавлик среди листвы лотоса, один стебель держит довольно большую круглую чашу в виде круглого полого цветка размером с супницу. Наверное, такие вещи ставили в прихожей, чтобы гостям, зашедшим в неурочное время, или просто приславшим визитку с лакеем, было где оставить ее - была когда-то в 19 веке такая традиция.
В этот раз было много китайского стекла. У него совершенно особая технология производства двухслойных рельефных фигурок или иероглифов на цветном сосуде. Я так и не разгадала, как они делали такую красоту.
Видела три чудесные рамки (треугольную, овальную и прямоугольную) для маленьких фотографий в стиле Фаберже с характерной прозрачной эмалью, нанесенной на лучевой рисунок гравировки металла. Его ли это мастерские, или искусные подражатели, но сама технология - уже произведение искусства, а сдержанность и элегантность - лучшая рекомендация респектабельной фирмы.
Встретила несколько уже знакомых по прежним выставкам экспонатов, им улыбаешься, как старым знакомым, случайно встреченным на улице.
Были чудесные фарфоровые фигурки, где даже кружево женских юбок смотрелось как натуральное. Сервиз с морскими видами в объеме 30-40 предметов и в очень хорошем состоянии с орнаментом из морских цепей, якорей и российского герба - такие делали специально для императорских яхт с конца 18 в.
Нашла пару тарелок из Кобальтового сервиза Павла I, который был подарен в 1796 г австрийским двором цесаревичу Павлу Петровичу, путешествовавшему по Европе с женой под именем графа и графини Норд. Я видела его на выставке фарфора в Кусково и никак не ожидала увидеть его фрагменты в продаже. Вся поверхность тарелок будто кипит золотыми пузырьками на темно-синем кобальтовом фоне с орнаментом из цветочных вставок. Столь же удивительно было увидеть и тарелку из Екатерининского, заказанного в Севре, и Шуваловского сервизов. Мне казалось, что национальное достояние не должно так просто гулять по рукам… С другой стороны, может так оно дольше проживет…
Выставка будет открыта в ЦДХ до 20 апреля, и если будет время, советую заглянуть в глубь веков и почувствовать неспешность их жизни.
Галереи современного искусства
|